Я веб-разработчик и интернет-маркетолог. Для своих клиентов я делаю продающие сайты и рекламу в Яндекс Директе, и не только. Чтобы отслеживать эффективность рекламы и определять, какая реклама приводит больше всего заявок, звонков, продаж и прибыли, возникла потребность внедрить клиентам CRM и коллтрекинг.
Самая главная задача, которую при этом должна решать CRM для меня, как маркетолога, - это в реальном времени рассчитывать прибыль от вложений в маркетинг, с учетом себестоимости продукции (услуг монтажной компании или закупочной цены товаров магазина) и расходов на маркетинг и производство.
Так что в последнее время я много времени потратил на изучение различных CRM, чтобы выбрать - какую из них буду внедрять своим клиентам (а это разные отрасли: и интернет-магазины, и ремонтно-монтажные услуги, и агентство недвижимости).
И хотя я ещё и не начал активно пользоваться программой Клиентская база, но в сравнении с другими системами, КБ, что называется, "зацепила за душу" своей уникальностью, гибкостью и перспективой.
Почему другие CRM проиграли?
Признаемся честно: на рынке сейчас есть много красивых и удобных CRM-ок, которые производят намного лучшее первое, да и второе впечатление, своим дизайном, юзабилити и развитым функционалом. Но в процессе изучения многих из них я натыкался на один из двух барьеров:
- либо (1) - отсутствие простой кастомизации - т.е. CRM невозможно доработать под специфические задачи бизнеса и маркетинга (AmoCRM и Мегаплан, к примеру, удобны и красивы, но не позволяют создавать вычисляемые поля для расчета прибыли от продаж, исходя из себестоимости товаров),
- либо (2) - дорогая и сложная - она имеет нужный функционал, но цена владения, освоения и внедрения высока для меня, как начинающего интегратора (то есть нерентабельна на период освоения и внедрения CRM, как например BPMonline, которая не имеет бесплатной версии, только триал).
Внедрение CRM - это долгий процесс, от 1 до 3 месяцев. А освоение API новой CRM может потребовать ещё больше времени. Поэтому наличие полностью бесплатной версии для меня, как начинающего интегратора, было весьма весомым фактором. Мне нужно время, чтоб освоить CRM, постепенно внедрить её для себя и для клиентов, адаптировать её ко всем бизнес-процессам.
На этом фоне и с учётом моих задач, КБ показалась просто идеальным решением.
Плюсы и минусы CRM Клиентская база:
+ Есть бесплатная коробочная версия, которую можно поставить на свой ноутбук или хостинг. Это даст мне много времени, чтобы постепенно освоить CRM и адаптировать под себя и моих клиентов.
+ В бесплатной версии самое главное ограничение: не более 500 записей в таблице. Все остальные функции неограничены (либо можно доделать самому). По моему, это самое правильный подход: вендор даёт сначала подстроить CRM под себя, привыкнуть к ней, ощутить все удобства от её гибкости, а потом, когда бизнес вырастет, оплата будет уже легкой, рентабельной и понятной, за что именно.
+ Можно создавать в CRM любые свои разделы, сущности, таблицы, выборки, свойства, взаимосвязи, триггеры (обработчики событий) и вычисляемые поля (включая вычисления из данных, получаемых из вне, с других серверов).
+ Самое вкусное для меня: все кастомизации и доработки CRM я могу делать с помощью уже известных мне технологий веб-разработки: PHP, MySQL, JavaScript, CSS, HTML.
+ Дополнительная уникальная плюшка: я даже могу кастомизировать дизайн CRM Клиентская базы, подключая к её интерфейсу свои CSS & JS файлы к любой странице CRM. Ни одна другая русская CRM такого не позволяет!
+ Есть функционал для телефонии, e-mail рассылок и sms-извещений.
+ Живой русский форум, техподдержка и документация. Помогут, если что.
+ Есть партнерская программа для разработчиков. Ещё сыровата, конечно, по сравнению с маркетплейсом Битрикса, но я уверен, что развиваться будет. Меня, как разработчика, очень вдохновляет то, что я могу делать какие-то конфигурации и модули для КБ, и затем получать процент от их продажи на площадке вендора.
Есть и минусы, которые пока не дают мне активно использовать КБ, но я полагаю, что смогу с ними справиться.
- Дизайн Клиентской базы реально отпугивает, по первому впечатлению. Причем речь тут не про градиенты и иконки, а про верстку текстов, юзабилити интерфейсов, быстрые аякс-формы, эргономику и архитектуру. Мне лично сильно не хватает эстетического наслаждения от хорошего информационного дизайна. => Придётся дорабатывать интерфейс, тут у меня есть опыт.
- Нет полноценного функционала "Конструктор отчетов, диаграмм и сводных таблиц". Хочу чтобы была возможность конструировать любые графики и сводные отчеты, как в Excel. Лучше всего это реализовано в таких интерфейсах, как Яндекс Метрика и Roistat.ru => Придется программировать. Зато результат будет моим, и без помесячной оплаты.
- Нет некоторых других функционалов, но это всё решаемо своими силами, либо сделает сам вендор со временем.
Подводя итог
Все вышеназванные плюсы крайне уникальны и важны для меня. А все имеющиеся минусы, кажутся мне, как веб-разработчику, легко разрешимыми. Поэтому - будем пробовать, осваивать и внедрять клиентам. Ну и заодно - делиться с сообществом и вендором - своими доработками и модулями для этой CRM.
Спасибо, что сделали и развиваете такую гибкую систему! Надеюсь, что подружимся надолго
